Общество защиты прав потребителей
«Резонанс»
105120, г. Москва,
Хлебников переулок, 9
8 (495) 671 05 23
8 (915) 399 2 888
E-mail: zonaprav@mail.ru
Общая практика
Отбитые метрыИск о признании права собственности покупателя на оплаченную им квартиру
"Новый" крашенный нам не нужен!Иск о дефектах лакокрасочного покрытия свеже-купленного автомобиля
Пресса о нас

Почему покупатели не могут вернуть бракованную обувь в магазин

Газета "Известия"

Осень и зима - главные враги любой обуви. Но покупателей во всех магазинах успокаивают: у вас есть месяц, в течение которого можно вернуть некачественную пару и получить обратно деньги. Однако в восьми случаях из десяти воспользоваться этим правом не удается. Независимая экспертиза, к которой обращается торговля, во всем обвиняет покупателей - носить не умеют. "Экстремальные условия" и "нарушение правил эксплуатации" стали самыми популярными терминами у экспертов-обувщиков.

"Вы бы их еще на ноги надели"

Лариса П. купила своей дочери недорогую обувь в магазине "Ж". Дочь успела походить в ней не более десяти дней, как у туфель буквально "поплыла" подошва. Она стала ко всему прилипать, отваливаясь кусками. Лариса поспешила вернуть товар в магазин. Но там туфли не приняли и предложили провести экспертизу. Эксперт Галина Якимова из "Агентства независимых экспертиз" отнесла дефект "к явным повреждениям при использовании обуви в экстремальных условиях в процессе небрежной эксплуатации". "Вы бы еще их на ноги надели", - язвительно прокомментировала услышанное одна из покупательниц.

Женские сапожки, разъеденные солевыми реагентами еще в прошлую зиму, причем так, что кожа пошла волнами, корреспондент "Известий" увидел в испытательном центре "Кожа и обувь" ЦНИИ кожевенной промышленности. Там проводят подобные экспертизы по частным обращениям граждан. За 17 000 руб. сапожки купили в фирменном салоне, и они ждали окончательного "приговора". Магазин уже проводил свою экспертизу и отказал в возврате денег. По объяснениям владелицы сапожек, обуви хватило лишь на то, чтобы однажды побывать в снежной каше, после чего они и пришли в негодность. Однако, судя по предварительным замечаниям руководителя испытательного центра Елены Акимовой, заключение и на этот раз останется тем же: покупательница сама виновата - не надо было ходить по реагентам.

Покупатели сами виноваты

Небрежность и экстремальность носки - главные козыри экспертов и продавцов. По данным Московского союза потребителей, восемь из десяти претензий решаются по такому принципу. Зная, что "в случае чего" эксперты их поддержат, торговцы продолжают завозить обувь, не соответствующую российским условиям эксплуатации. А покупатели вынуждены приобретать ее на свой страх и риск. "Экспертиза отлавливает только обувь с явным технологическим браком или нарушениями производственного процесса, когда использовались некачественные нити, плохой клей и т.д.", - поясняет Елена Акимова. Но обуви с такими нарушениями даже у средней руки производителей сейчас нет, и в серьезных магазинах она не продается, если, конечно, магазин не торгует еще и "контрабандой".

"Торговля давно научилась использовать экспертизу в своих интересах, создавая видимость объективности", - считает эксперт по обуви Общества защиты прав потребителей "Резонанс" Ирина Томилина. Эксперты не исследуют обувь обстоятельно, а только "органолептически", т.е. внешним осмотром. Поэтому они не могут дать более точное заключение. Проще все списать на покупателя. Вступать в спор с торговлей по поводу качества закупаемого на фабриках товара и прохождения им сертификации (вся официально продаваемая обувь у нас ее проходит обязательно), а тем более спорить с производителем об уместности использования того или иного материала наши эксперты не в состоянии. Нет сил и возможностей.

Есть и другая сторона проблемы, по которой покупателям не стоит ждать правды от экспертизы. По мнению защитников прав потребителей, эксперты нередко оказываются на содержании у крупных торговых фирм или производителей. И если в Москве хотя бы можно обратиться в другую экспертную контору, то в регионах приговор выносит обычно только одна, заранее на то уполномоченная.

Российской грязи не боятся только лапти

"Современная обувь стала действительно более деликатной, ее теперь делят по назначению, погодным условиям, - говорит Жанна Носова, менеджер одной из обувных компаний. - На ее производство идут высококачественные кожи, нити, компоненты. Только в рецептуру подошвы входит около 20. Настоящую обувь обязательно делают вручную, хотя и с максимальным использованием механики". Но даже на такой обуви в отличие от одежды нет ярлычка, который конкретно прояснял бы: как эту обувь следует носить, как ухаживать. Те редкие пары, на которых материал верха, подошвы и подкладки все же обозначен, не в счет: мало кто разбирается в криптограммах "натуральная кожа" или "искусственный каучук".

С другой стороны, высокая цена и известность производителя еще не означают, что любая модель годна для нашей осени и тем более зимы. По мнению Зинаиды Деминой, специалиста крупной обувной фабрики, не годится для повседневной носки обувь из кожи рептилий, модельная продукция домов моды и элитная стоимостью выше 10 000 рублей: "она немедленно промокнет, покоробится, а подошва отклеится". Для города не подходит и обувь из замши. Подошва из резины или полиуретана не скользит и не пропускает холод, но очень капризна к агрессивной среде.

"Современные технологии позволяют получать натуральную кожу из обрезков и отходов, - рассказывают специалисты ЦНИИКП. - При этом даже профессионал не всегда отличает такую кожу от чисто натуральной. А ее долговечности едва хватает на сезон". По мнению специалистов Мосторгинспекции, обувь из такой кожи продается не только на оптовых рынках и в обувных центрах, но и в фирменных, вполне солидных магазинах.

Крупные магазины, устав от борьбы с покупателями, теперь вкладывают в упаковку с дорогой обувью памятку, как следует носить эту обувь в наших условиях. В ней говорится, что относиться к обуви надо бережно и не носить ее "экстремально". А в грязную погоду вообще лучше не надевать. Можно подумать, что осенью и зимой у нас бывает чисто.

Горячая линия
С 9 ДО 20 ЧАСОВ
ЕЖЕДНЕВНО, БЕЗ
ВЫХОДНЫХ
специалисты ОЗПП "Резонанс" оказывают квалифицированную консультативную и практическую помощь.
Тел: +7 (915) 399-2-888
Нужно знать!
Каждый пассажир МОСГОРТРАНС во время поезки застрахован. В случае ДТП требуйте компенсаций!
Новости
Все новости >>