Общество защиты прав потребителей
«Резонанс»
105120, г. Москва,
Хлебников переулок, 9
8 (495) 671 05 23
8 (915) 399 2 888
E-mail: zonaprav@mail.ru
Общая практика
Отбитые метрыИск о признании права собственности покупателя на оплаченную им квартиру
"Новый" крашенный нам не нужен!Иск о дефектах лакокрасочного покрытия свеже-купленного автомобиля
Пресса о нас

Торговля – двигатель обмана

Многие россияне сегодня предпочитают отовариваться в крупных супермаркетах. Холодные и грязные рынки, где запросто могут обвесить и подсунуть подпорченный товар, уже не в ходу. Однако так ли безупречны «цивилизованные» магазины?

Общественно-политическая газета "Трибуна"
Автор: Александр СОБИНА

Обычно супермаркеты привлекают покупателей широким выбором товаров и качеством обслуживания. В отличие от простых магазинов продукты питания в них продаются уже в расфасованном виде, что по идее исключает возможность обвеса, а кассирам, склонным периодически ошибаться, ничего считать не надо (они только проносят ярлычки со штрих-кодом через сканер). Вроде бы все должно быть быстро и точно. Однако, судя по количеству жалоб, ежегодно поступающих в Госторгинспекцию от потребителей, проблем с супермаркетами хватает.

Обвес и обсчет в российской торговле как существовали, так и существуют. Только с появлением компьютерной техники в магазинах эти явления приобрели более изощренные формы.

Обнаружить, что вас обсчитали или обвесили, в общем-то, нетрудно, когда покупаешь два или три наименования товаров. Однако в супермаркетах, как правило, люди закупаются на целую неделю. Набрав целую тележку товара и получив от кассира полуметровый чек, очень не многие смогут вспомнить какой товар и по какой цене они брали в торговом зале. А именно этим продавцы и пользуются.

Как происходит обман
Одним из самых распространенных способов обмана в супермаркетах является умышленное изменение цены товара. В торговом зале покупатель видит одну цену, а на кассе при проносе упаковки через штрихкодовый сканер, стоимость оказывается выше. Как правило, не намного. Потому и сложно заметить такую разницу. Я сам недавно оказался в ситуации, когда вместо белого винограда мне пробили красный – самый дорогой. При этом доказать что-либо на месте оказывается непросто. Многие же покупатели просто не хотят тратить на это свое время и нервы.

Другой, не менее известный способ обмана, – лишняя покупка. Если вы берете сразу ящик пива, то в чеке вместо 20 бутылок может оказаться, скажем, 22. Получается это тогда, когда сканируется одна бутылка и ее стоимость умножается на количество остальных. Обнаружить подвох бывает непросто, так как в чеке 20 раз будет прописано одно и то же наименование. Терпения досчитать их до конца хватает не у всех.

Заблуждением является и мнение, что в «цивилизованных» магазинах не обвешивают. Обвешивают, и еще как. Правда, не так откровенно, как на уличных рынках, зато сразу всех. Секрет довольно прост. В больших торговых учреждениях «для удобства потребителей» большое количество товаров продается уже в расфасованном виде. Однако мало кто знает, что взвешиваются продукты вместе с упаковкой. Если вы покупаете помидоры по 30 рублей за килограмм, то обвес в 10–20 граммов, конечно, не страшен. А если речь идет об осетрине? Кроме того, продаваемые фрукты и овощи имеют свойство усыхать и терять в весе. Поэтому к моменту продажи в упаковке с надписью 1 кг может оказаться на 50–100 граммов меньше.

Есть и такие способы обмана, противостоять которым обычный покупатель просто не в состоянии. Например, завышение торговой наценки, когда товар отпускается по одной цене, а в отчетной документации для налоговой инспекции стоит другая. Или когда владелец товара заявляет одну цену, а сотрудники магазина на ценниках выставляют другую. Полученная в обоих случаях разница оседает в карманах руководства магазинов и посвященных сотрудников. С такими нарушениями могут бороться только государственные надзорные структуры. Правда, как бы ни старались инспекторы, все жалобы покупателей на сетевые магазины они проверить не могут физически.

Смотри что берешь
Так же, как и на уличных городских рынках, в сетевых супермаркетах легко можно приобрести просроченную молочную продукцию или залежавшиеся мясные изделия. Оборот продаж там очень велик, поэтому товар завозится большими партиями. Если в магазин не приходит то количество покупателей, на которое рассчитывали менеджеры, то товар остается лежать на полках и постепенно портится.

Даже в тех магазинах, которые позиционируют себя как «продавцы только высококачественных продуктов питания», москвичи с завидной регулярностью находят то прокисшее молоко, то просроченные йогурты. В Госторгинспекции лежит огромное количество жалоб на подобные покупки. Но ситуация не меняется.

Магазинная подстава
Бывают случаи, когда к честно оплатившему на кассе свои покупки потребителю подходит охранник и предлагает сверить содержимое пакетов с чеком. Как правило, обнаруживается неоплаченная покупка, и человеку предлагают «решить проблему полюбовно» – оплатить тройную стоимость. Это классический пример сговора магазинного персонала, когда кассир «забывает» пронести перед сканером один из товаров. Однако случается подобное чаще всего в небольших и малоизвестных супермаркетах, владельцы которых не очень дорожат своей репутацией. Руководство крупных сетевых магазинов действия кассиров старается тщательно контролировать.

В чем причина?
Разного рода нарушения в супермаркетах происходят отчасти потому, что владельцы торговых предприятий стремятся компенсировать свои потери от воровства. По статистике ритейлеров, мелкие кражи составляют до 3% товарооборота. Причем около половины из них совершают сами сотрудники магазинов. Наиболее распространены случаи, когда товар пробивается в чек покупателя, но не кладется в его пакет. Или когда кассир «знакомому» покупателю не пробивает несколько покупок, а потом получает свою долю. Не меньший ущерб наносят и «едоки-халявщики». В огромных залах гипермаркетов то тут, то там можно увидеть брошенные на пол обертки от еды и полупустые бутылки от напитков. Оплачивать съеденные до кассы продукты оголодавшие покупатели, естественно, не хотят.

Советы юриста
Иногда потребители, посещая супермаркет, попадают в неприятные ситуации и, не зная своих прав, становятся жертвами произвола персонала магазинов. Например, покупатель случайно разбивает какой-то товар, неудачно стоявший на полке, а продавцы требуют его оплатить. По словам председателя общества защиты прав потребителей «Резонанс» Григория Решетова, на основании статьи 1064 Гражданского кодекса РФ продавец имеет право потребовать от вас возмещения причиненного вреда в полном объеме. Однако если вы докажете, что вред причинен не по вашей вине (например, бутылка стояла на самом краю полки так, что вы не могли не задеть ее, проходя мимо), вы можете быть освобождены от возмещения вреда.

Защита потребителя
«Единственный способ не быть обманутым – носить с собой калькулятор и проверять чеки, не отходя от кассы», – рекомендует член правления Московского общества защиты прав потребителей адвокат Людмила Трифонова. В случае обнаружения любых несоответствий между содержимым вашей корзины и пробитыми в чеке наименованиями заявляйте об этом в администрацию магазина и требуйте разбирательства. Чтобы избежать обвеса при покупке расфасованных фруктов и овощей, перепроверяйте вес упаковок на контрольных весах, которые должны присутствовать в любом торговом учреждении.

Кстати:
Во многих супермаркетах посетителей обязывают сдавать вещи в камеру хранения. При этом ответственность за сохранность вещей никто на себя никто брать не хочет. По словам адвоката московской коллегии адвокатов «Оплот» Дмитрия Соганова, – это незаконно. Если в магазине вы кладете вещи в ячейку и получаете ключ с номерной биркой или жетончик, то по закону считается, что с магазином вы заключили договор хранения. Это значит, что ответственность за сохранность ваших личных вещей несет это торговое учреждение.

Горячая линия
С 9 ДО 20 ЧАСОВ
ЕЖЕДНЕВНО, БЕЗ
ВЫХОДНЫХ
специалисты ОЗПП "Резонанс" оказывают квалифицированную консультативную и практическую помощь.
Тел: +7 (915) 399-2-888
Нужно знать!
Каждый пассажир МОСГОРТРАНС во время поезки застрахован. В случае ДТП требуйте компенсаций!
Новости
Все новости >>