Общество защиты прав потребителей
«Резонанс»
105120, г. Москва,
Хлебников переулок, 9
8 (495) 671 05 23
8 (915) 399 2 888
E-mail: zonaprav@mail.ru
Общая практика
Отбитые метрыИск о признании права собственности покупателя на оплаченную им квартиру
"Новый" крашенный нам не нужен!Иск о дефектах лакокрасочного покрытия свеже-купленного автомобиля
Азбука потребителей

История развития потребительского права

Общий уровень потребления в той или иной стране в ту или иную историческую эпоху всегда определялся достигнутым уровнем развития производительных сил. Одновременно с этим формировалось законодательство, которое защищало как тор- говцев-купцов, производителей работ и услуг, так и потребителей, покупавших у продавцов товары и услуги для личного потребления.

Как известно, одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Известны рынки в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом, но были защищены определенными обычаями. Во многих странах существовала специальная должность рыночного служащего, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев. В древнем Китае такую должность некоторое время занимал великий философ Конфуций. К тому же торговая жизнь публичного рынка находилась под постоянным надзором городских властей.

Практически во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Вавилонии в ХVIII в. до н. э., можно считать первым цельным изложением хозяйственного права, а несколько статей имели прямое отношение к интересам граждан Вавилонии как потребителей. Так, законы Хаммурапи регулировали кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров.

Различные нормы, защищавшие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали в римском праве. В середине VI в. н. э. в правление императора Византийской империи Юстиниана была проведена реформа римского права, появился «Свод гражданского права» из четырех частей. Вторая часть называлась дигесты — собрание высказываний юристов по вопросам цивильного, преторского права и комментариев из юридической практики.

Первый титул ХIХ книги дигест рассматривает случаи применения иска из сферы купли-продажи. «Если купленная вещь не передается, то предъявляется иск об убытках, т. е. выясняется, какое значение представляет для покупателя обладание вещью; иногда это выходит за пределы цены, если убытки более значительны, чем стоимость вещи или сумма, заплаченная за нее» . «Если при купле указано количество и (это количество) не предоставлено, то имеется иск из купли» . Ответственности по иску подлежал всякий злой умысел продавца по сокрытию истинных качеств продаваемой вещи. Особое значение римские юристы придавали добросовестности (bоnа fides) сторон.

В Древнерусском государстве великий князь Владимир Святославич пожаловал церкви десятину с торгов. В уставных грамотах, особенно новгородских, встречаются указания о пошлинах за взвешивание товаров и другие услуги, шедших преимущественно в пользу церкви. Именно церковь, как наиболее уважаемое учреждение в то время, выступала в качестве хранителя эталонов меры и веса и вообще обеспечивала порядочность и добросовестность в метрологической службе, а следовательно, и в торговле.

Псковская судная грамота — памятник княжеско-вечевого законодательства освещает такие стороны русской жизни ХIV— ХV вв., какие не отразились ни в одном другом памятнике. Сделки о мелком имуществе регулировались обычаем и, как правило, в поле зрения законодателя не попадали. Русская Правда не упоминает о них. Псковская судная грамота в ст. 114 указывает, что такие сделки нередко совершались на пирах и сопровождались попойками. Что делать, если сделка совершена в пьяном виде и не удовлетворяет истца, когда он проспится? Этот вопрос статья решает с патриархальной простотой и в принципе охраняет интересы человека, которого умышленно подпаивают, стремясь вовлечь в невыгодную операцию. Статья 118 этой же Грамоты, как и ст. 114, отражает обычно-правовые отношения в среде мелких собственников — членов городской или сельской общины. Обычай охраняет мелкого владельца. Он на стороне незадачливого покупателя, которому подсунули, например, бракованное животное . В ст. 54 Псковской судной грамоты речь идет о споре по поводу краденой вещи, добросовестный покупатель должен «у креста поставить (привести к присяге) того, у кого он купил вещь, оказавшуюся краденой.

Особый интерес представляет в Московском государстве середины ХVII в. царский Указ о корчмах, который посвящен борьбе с незаконным производством и торговлей спиртными напитками и табаком. В ст. З Указа говорится, что купцы, купившие вино в целях перепродажи, платят штрафы: впервые — по 2 руб., вторично — по 4 руб. купно с телесным наказанием (битьем кнутом на козле) и заключением в тюрьму на две недели. Пойманные в третий раз присуждались к штрафу в б руб. с человека, битью кнутом по торгам и заключением на месяц. Уличенные в четвертый раз подлежали строгому наказанию — битью кнутом на торгах и ссылке в дальние города с отнятием имущества и поместно-вотчинного хозяйства в пользу государства.

Вопрос о борьбе с корчемством ставился в Московской Руси и раньше. В известных Вопросах царя Ивана IV митрополиту Макарию четвертый вопрос был «0 корчмах, данных по городам и по пригородам и по волостем; даны изстари, а иные чтоб наместником и кормленщком с тех земель бражное уложити, а корчьмы бы отнюдь не было, занеже от корчемь хрестьянам великая беда чинитца и душам погибель» . Как видим, корчемство преследовалось царским правительством не только за то, что оно подрывало его монополию на производство спиртных напитков, но и наносило большой вред здоровью и нравственным устоям русского народа.

11 августа 1652 г., уже после принятия Соборного уложения 1649 г., по требованию патриарха Никона был созван в Москве Собор о кабаках, уничтоживший откупа и резко ограничивший всякую продажу спиртного. Вместо большого количества кабаков было устроено по одному кружечному двору в каждом городе. Решения Собора о кабаках 1652 г. имели широкую поддержку. Сразу же после обнародования его решений множество кабацких голов и целовальников было побито во время народных выступлений.
Собор 1652 г. значительно сократил продажу вина и водки населению. Был введен запрет на продажу водки в кредит. Кабацким головам и целовальникам строго наказывалось смотреть, чтобы «никто через силу не пил, и от безмерно питья до смерти не опился, и душу свою навеки не погубил» . По совету патриарха Никона, бояр и думных людей на кружечных дворах были запрещены азартные игры и скоморошичьи представления . Царской грамотой определялся режим работы кружечных дворов. Они открывались в три часа дня, после обеденной службы в церкви.

Православная церковь считала курение табака «дьявольским каждением», а сам табак — «чертовским ладаном». Статья 11 вышеприведенного Указа была посвящена запрещению во всех городах Московского государства как русским людям, так и иностранцам не только продажи, но и хранения табака. Как продажа, так и хранение наказывались смертной казнью. Распространением табака на Руси занимались в основном поляки (литовские люди). Поэтому в ст. 12 Указа особо говорится о покупке табака у проезжих поляков. Если же пойманные с табаком лица показали, что купили его у русских людей или иностранцев, состоящих на русской службе, то после соответствующего расследования и доказательств смертной казни подлежали как продавцы, так и покупатели (ст. 13).

Перемены в экономической жизни России во времена Петра I, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отразились на правовом регулировании имущественных отношений. Внутри гражданского права зарождается торговое право. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называемый обычай торгового оборота, которым регулировался широкий круг отношений в торговле. Характерно, что сделки, заключенные пьяницей, могли быть признаны судом недействительными, и все полученное по ним терялось «трезвой» стороной.

Договоры купли-продажи движимости в петровские времена «записывались», заключались если не при свидетелях, то с поручителями, которые удостоверяли, что вещь не краденая. Такой порядок купли-продажи движимостей был закреплен еще в Соборном уложении 1649 г. (гл. ХХ, ст. 98, 99; гл. ХХI, ст. 52, 53, 64, 65, 75) . Он был направлен на предотвращение преступлений. Так, после разоблачения иноземца Исачки Бранта и Алешки Владимирова, устраивавших разбои, кражи и грабежи, торговцам серебряного ряда в Москве было запрещено без порук приобретать золотые и иностранные деньги, жемчуг и другие драгоценные камни . Оружейных дел мастера могли продавать оружие только своим и должны были записывать, кому продали. Покупка оружия у солдата считалось преступлением. В этом случае наказывались и солдат, и покупатель, который помимо утраты купленного оружия платил еще и штраф в размере его трехкратной стоимости.

Впервые упоминание товарного знака в законодательстве России появилось в 1744 г., когда по предложению Мануфактур-коллегии был издан правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы можно было их отличить друг от друга . Позднее, в 1830 г., в России был принят Закон «О товарных клеймах», которым предписывалось владельцам фабрик иметь прочные клейма для обозначения товаров. Он устанавливал уголовную ответственность за подделку чужого товарного клейма .

На Кубани история защиты прав потребителей начинается с 19 ноября 1793 г. в Екатеринодаре: кочевой атаман Захарий Чепига принял ордер от Екатерины II, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «чтобы в торговле во всем были меры и весы справедливы».

Все вышеприведенные примеры, связанные с куплей-продажей, в основном относятся к административно-уголовным правонарушениям. Между прочим, в дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность.

В Средние века в Европе больше внимания уделялось защите прав самих продавцов, купцов, ростовщиков, а не интересам покупателей, потребителей. К концу ХIV в. сложилась традиция европейских государств и их правителей предоставлять привилегии еврейским общинам, занимавшимся торговлей, ростовщичеством. Так, 13 сентября 1084 г. шпейерский епископ Рудигер Гуоцман выдал привилегию Шпейерской еврейской общине. А через шесть лет, 19 февраля 1090 г., германский император Генрих IV не только подтвердил, но и значительно расширил ее . Позднее в защиту пражских евреев и за предоставление им привилегий выступил в 1254 г. чешский король Оттокар, 14 августа 1264 г. издал привилегии князь Болеслав Благочестивый для евреев Великой Польши, а в 1364 г. Казимир Великий предоставил привилегии калишским евреям.

Особый резонанс приобрели привилегии литовского князя Витаутаса Великого, предоставленные в 1388 и 1389 гг. еврейским общинам городов Трок, Бреста и Гродно. В ст. 35 документа регламентируются правила торговли для евреев, гарантируя, по существу, свободную покупку и продажу любой вещи и в любом месте без ограничения конфессионных обычаев.

В Австрии государственная власть строго следила за качеством продаваемой продукции. Законом предписывалось добавлять крахмал в производимый маргарин, чтобы рыночный инспектор мог по вкусу определить, не продается ли маргарин под видом масла. За продажу некачественной пищевой продукции в Австрии продавец должен был выпить все некачественное молоко, а во Франции в ХVI в. покупатели протухших яиц имели право и даже были обязаны закидать ими того, кто эти яйца продавал. Первый зарегистрированный протест потребителей произошел в американском штате Массачусетс в 1775 г.: продавца испорченной пищевой продукции привязали к позорному столбу.

Как видим, интересы и права рядовых покупателей, потребителей товаров, которые одновременно выступали и производителями различной продукции, своеобразно защищались не только государственной властью, но и самими потребителями. На данном историческом этапе интересы мелкого производителя, торговца, кустаря были неотъемлемыми от потребителя как такового.

И только в конце ХVIII и начале ХIХ в. в странах Западной Европы возникают потребительские общества, объединившие кустарей, производителей, мелких торговцев, занимавшихся совместной оптовой закупкой продуктов питания, сырья для текстильной, кожевенной отрасли, а также других товаров, для последующей их самостоятельной реализации в розницу. Так, в 1844 г. текстильщики фабричного поселка Рочдейль в Англии создали потребительское общество по обеспечению его членов продуктами и необходимыми промышленными товарами. Этот так называемый рочдейльский пример был распространен почти по всей стране. Организация потребительских обществ имела следующие характерные черты: каждый член являлся пайщиком общества, но пользовался лишь одним голосом, сколькими бы паями он ни владел. Общее руководство осуществлялось собранием всех членов. Прибыль (за отчислением известного процента на пай) делилась между покупателями пропорционально их закупкам.

Успеху английских потребительских обществ содействовала хорошая организация. В общество мог вступить каждый производитель, мелкий торговец; паевые взносы были не обременительные, тем более что допускалась уплата их из прибыли, причитающейся члену общества; часть прибыли шла в уставный капитал общества, а часть возвращалась покупателям-продавцам пропорционально сделанным покупкам.

Для приобретения товаров в Англии были созданы два общества оптовых закупок — одно собственно для Англии, другое — для Шотландии, с многочисленными отделениями в самой стране и за рубежом. Услуги оптовых обществ были неоценимы. Они давали возможность выгодно, по оптовым ценам, приобретать товары даже маленькому потребительскому обществу. Все общества были объединены в кооперативный союз (Соорегаtive Uniоn), в обязанности которого входило изучение кооперативного движения в Англии, публикация статистических данных, издание руководств по основанию и ведению обществ и даче советов последним. На конгрессе представителей потребительских обществ Шотландии в 1897 г. была принята резолюция об участии Кооперативного союза в политике, в различных видах защиты интересов потребителей. Союз стал издавать еженедельный журнал «Соорегаtive News». Потребительские общества уделяли внимание кооперативному воспитанию, устраивали библиотеки, читальные залы, организовывали лекции о важности кооперативного движения.

Постепенно кооперативное движение распространилось в Швейцарии, Германии, Голландии, Франции, России. Международный кооперативный конгресс принял резолюцию, в силу которого преподавание кооперации включалось в число обязательных предметов во всех промышленных и земледельческих школах всех стран, где обучались дети старше 15 лет.

В 60—80 гг. ХIХ в. в США прошли первые кампании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган — сенатскую Комиссию по торговле между штатами, В 1899 г. появилась Национальная лига потребителей, принимавшая активное участие в кампании по разгребанию грязи, в установлении общественного контроля за качеством пищевых продуктов и медикаментов.

Во Франции помимо основных положений Гражданского кодекса защиту потребителей стал обеспечивать Закон от 1 августа 1905 г., по которому было введено уголовное наказание за обман потребителя в отношении проданного товара или оказанной услуги; вводились стандарты на товары и услуги, а также правила составления контрактов, которые должны соответствовать установленным образцам.

В России потребительские общества возникли в 1864— 1865 гг., но лишь в конце ХIХ и начале ХХ в. широко распространились по стране. Большинство обществ в нашей стране усвоило опыт «рочдейльских пионеров» по обеспечению своих членов продуктами и необходимыми промышленными товарами. В потребительских обществах Российской империи к концу 1917 г. состояло 11,5 млн. человек . Разрушенная в первые годы советской власти потребительская кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране нэпа (новой экономической политики). В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», согласно которому кооператорам предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и их сбыта. Потребительская кооперация продолжала оставаться в СССР в течение нескольких десятилетий неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе небольшие элементы рыночных взаимоотношений.

Однако из приведенных примеров видно, что потребительские кооперативы не могут считаться стопроцентными покупателями товаров для личных потребностей. Они одновременно являются и объединениями производителей продукции, товаров и услуг.

Массовое потребительское движение, так называемый консьюмеризм (англ. consumer — потребитель), появилось в США в конце 20-х гг. ХХ в. В 1927 г. вышла в свет книга С. Чейза и Ф. Дж. Шлинка «Что стоят ваши деньги», ставшая бестселлером. В 1928 г. один из авторов стал создателем первой экспертной организации «Исследования для потребителей», из которой в 1936 г. выделился Союз потребителей США, являвшийся самой крупной организацией так называемого старого консьюмеризма. Эта экспертная организация в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров, сообщал о результатах широкой общественности. Их главное внимание было сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности потребителей.

В 30-х гг. ХХ в. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло «белые списки» предпринимателей, соблюдающих определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев.

После принятия в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека национальные ассоциации потребителей стали создаваться в других странах Европы. В 1960 г. пять национальных организаций потребителей из США, Англии, Бельгии, Нидерландов и Австрии создали Международную организацию союзов потребителей в целях объединения союзов потребителей всего мира.

С появлением «общества изобилия» в середине ХХ столетия в некоторых странах Западной Европы и Северной Америки возникала необходимость правовой защиты потребителей. Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений, возникающих в сфере торговли и услуг, с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В своей речи он сказал: «Потребитель, по определению, это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Президент впервые сформулировал пять основных прав потребителей:

— на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя);
— на информацию о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающую потребителю сделать разумный выбор или принять решение;
— на возмещение причиненного ущерба;
— на получение поддержки при защите своих интересов от государственных и общественных органов;
— на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений.

Летом 1962 г. по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 г. в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний отдельными изданиями публикуются стенографические отчеты.

В конце 60-х гг. в США возник новый консьюмеризм, использующий методы политической борьбы, защиты общественных интересов. Входящие в это направление организации поддерживают кандидатов на выборах в Конгресс и местные органы власти, добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации и пикеты, бойкоты товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.

В 60—80-е гг. ХХ столетия во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. В США в 1966 г. был принят Закон о добросовестной упаковке и маркировке товаров, в 1969 г. — Закон о защите детей и безопасности игрушек, в 1970 г. приняты Закон о добросовестной банковской информации и Закон о безопасности потребительских товаров, в 1975 г. — Закон о гарантиях при продаже товаров широкого потребления. В 1973 г. Консультативная ассамблея Европейского Союза утвердила резолюцию «Хартия защиты потребителей». В 1983 г. во Франции появился Закон о безопасности потребителей.

В эти годы во многих западных странах создаются организационно-исполнительные структуры, занимающиеся потребительскими правоотношениями.

В Швеции с 1971 г. учреждена должность омбудсмена (швед. оmbudsman — представитель чьих-либо интересов). Омбудсмен как специальное должностное лицо парламента наблюдает за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан, в том числе прав потребителей. Эта служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственным перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению с полномочиями проведения расследования.

В мире существует множество модифицированных законодательных форм института омбудсмена, среди которых имеются специальные службы для защиты прав потребителей.

В 1973 г. в Великобритании были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. В 1975 г. был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти, — Национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В стране возникло большое количество потребительских добровольных организаций, создана целая сеть консультативных бюро, которые оказывают реальную помощь гражданам по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в консультативных бюро, оказывает Национальная ассоциация этих бюро. Правительство Великобритании субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти.

В Федеративной Республике Германия по потребительским проблемам в министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах страны. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги. Бюджет потребительских центров складывается из субсидий федерального правительства и земельных правительств.

В 1973 г. в рамках Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС) создан специальный орган — Консультативный комитет по защите прав потребителей. С принятием в 1975 г. первой программы по защите прав потребителей в ЕЭС стала официально проводиться политика по защите прав потребителей. В этой Программе провозглашались пять основных прав потребителя: 1) на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг; 2) на защиту экономических интересов; 3) на возмещение причиненного ущерба; 4) на информацию и просвещение; 5) на представительство (право быть услышанным). данная Программа появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов) и как следствие — невозможность простому человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы европейских стран вынуждены были, с одной стороны, обеспечить защиту прав потребителя, а с другой — устранить методы нечестной торговли.

Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Она обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров, причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм, в частности, подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве — члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.

В этот период стали приниматься и нормативные акты по проблемам защиты прав потребителей в форме директив Совета ЕЭС. Так, были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах. Эти и другие директивы способствовали созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг в европейских странах.

Всемирный характер защита интересов потребителей приобрела после единогласного принятия Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. резолюции № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» . Этот документ адресован прежде всего правительствам государств — членов ООН, которые обязаны руководствоваться ими при принятии нормативных правовых актов и в практической деятельности.

Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникла в Российской федерации в начале 90-х п. ХХ в. до этого отношения по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами кодифицированного гражданского законодательства , предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому отсутствовала система специальных гарантий прав граждан-потребителей при взаимоотношениях с торговыми организациями и предприятиями в сфере обслуживания. Тем более что все действовавшие ранее законы основывались на приоритете интересов производителя, изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями. Это не вполне соответствовало нормам международного права, прежде всего Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, признанных мировым сообществом.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора розничной купли-продажи товаров, которые не пользовались спросом, были низкого качества. В условиях тотального дефицита и отсутствия культуры потребления проблема принятия специального закона о защите прав потребителей встала особенно остро еще в перестроечные времена. Первой попыткой стала подготовка осенью 1988 г. законопроекта СССР «0 качестве продукции и защите прав потребителей». Правда, большая часть этого документа была посвящена обеспечению качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Причем под потребителем понимались и граждане, и юридические лица. Многие положения этого законопроекта носили декларативный характер, и он так и не стал законом.

22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», преимуществом которого явилось наличие механизмов реализации правовых норм. Закон не требовал принятия подзаконных актов, более того, запрещал принятие ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР содержал много положений, которые не были разработаны в тогдашнем гражданском законодательстве, в частности закреплял право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В связи с распадом Советского Союза этот закон так и не вступил в силу.

7 февраля 1992 г. в Российской Федерации был принят аналогичный Закон «0 защите прав потребителей», ставший отражением международного права в национальном законодательстве. Правда, первые законы в потребительской сфере были приняты в 1991 г. в Казахстане и Украине. Кроме внутреннего законодательства страны — участницы Содружества Независимых Государств подписали соглашения между собой. Так, 23 мая 1994 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей.

Первая Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению потребителей стран СНГ прошла в 2002 г. в Костроме. В работе форума приняли участие представители стран СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Российской Федерации, Украины. Конференция была посвящена десятилетию вступления в действие Закона о защите прав потребителей, с которого началось формирование потребительского законодательства не только нашей страны, но и других стран — участниц СНГ, а также сотрудничество между ними в сфере защиты прав потребителей. Участники конференции отметили, что организация системы потребительского воспитания и потребительского обучения школьников и студентов всех уровней, развитие потребительского просвещения, информирования и консультирования населения является одной из самых важных задач правительств стран — участниц СНГ.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей в западных странах отмечался 15 марта 1983 г. В Российской Федерации Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1992 г., когда потребительские права граждан получили законодательное закрепление. Особенно усилилось значение этой даты в 1996 г. — с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию союзов потребителей.

Источник: Булатецкий Ю.Е. "Потребительское право. Курс лекций." М. Норма. 2008. С.17-23.

Горячая линия
С 9 ДО 20 ЧАСОВ
ЕЖЕДНЕВНО, БЕЗ
ВЫХОДНЫХ
специалисты ОЗПП "Резонанс" оказывают квалифицированную консультативную и практическую помощь.
Тел: +7 (915) 399-2-888
Нужно знать!
Каждый пассажир МОСГОРТРАНС во время поезки застрахован. В случае ДТП требуйте компенсаций!
Новости
Все новости >>